Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская общеобразовательная школа»
Камни. Необычное в обычном.
Выполнил: Колесников Семён,
ученик 2 класса МБОУ «Калининская СОШ»
Руководитель: Гончаренко Л.М.
2013
Содержание
I. Введение
II. Основная часть. Мои исследования по теме «Камень. Необычное в обычном»
1. Анкетирование
2.Как на Земле появились камни?
3. Истории камней
IV. Практическая часть. Моя коллекция «Мир камня»
V. Выводы
VI. Список литературы
Выбор темы исследования.
Часто с прогулки я приношу домой разные камни. Их можно найти где угодно: на улицах нашего села, на берегу реки Ташеба, даже в огороде. Они не похожи друг на друга формой, цветом, размером, одни красивы, другие не очень, но всех их называют одним словом – камень. Я смотрю на них и думаю – наверное, у каждого из них есть свое название, своя история появления на Земле.Мне захотелось узнать:
Откуда берутся камни? Сколько их на Земле?
Как они называются?
Зачем нужны камни?На эти и другие вопросы я постарался найти ответ в своей работе.
Цель исследования.
Узнать историю появления на Земле камней, их свойства и значение в жизни человека.Задачи исследования.
Найти и изучить литературу по данной теме.
Выяснить, что знают одноклассники по данной теме.
Узнать как можно больше о камнях (что это такое, названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле, какую пользу приносят людям).
Собрать коллекцию камней, которые использует человек.
Гипотеза исследования.
Я могу предположить: 1) камни, окружающие человека, могут обладать необычными свойствами; 2) человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя.Методы исследования:
анализ научной литературы;
анкетирование;
наблюдение;
сравнение,
обобщение.
Результаты исследования
Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, я расспросил родителей, прочитал книги по данному вопросу, поработал в Интернет-сети. Вот результаты моего исследования.
Анкетирование
Я провел анкетирование среди одноклассников. В нем приняли участие
19 человек. Возраст - 8 лет.
Вопросы
Ответили «да»
Ответили «нет»
Собирал ли ты камни?
Если собирал, то зачем?
13 чел.
(ответы: «в коллекцию», «интересно», «они красивые», «для игры», «для аквариума», «просто так»)6 чел.
Знаешь ли ты названия камней? Запиши названия.
17 чел. (большинство назвали 1-2 камня)
2 чел.
Знаешь ли ты, как на Земле появились камни?
9 чел.
10 чел.
Как человек использует камни?
11 чел.
(ответы: «в строительстве», «для поделок», «делают бусы, браслеты»)8 чел.
Ты хочешь больше узнать о камнях?
16 чел.
3 чел.
Выводы: ребята мало знают о мире камней, хотят узнать больше.
Что такое «камень»?
Человек дружит с камнем десятки тысяч лет.
Самые первые орудия древнего человека были сделаны из камня. Археологи до сих пор находят в древних захоронениях каменные ножи, топоры, иглы, копья. Поэтому один из периодов древнейшей истории называется каменным веком.В словаре
я нашел значение слова «камень».«Камень – твердая горная порода кусками или сплошной массой, а также отдельный кусок, обломок такой породы».
В мире насчитывается более 8000 видов природных камней.
Как на Земле появились камни?
Камни различаются по цвету, внешнему виду и свойствам потому, что «родились» в разных условиях.
Есть горные породы, которые «родились» из магмы – расплавленного вещества из глубин Земли. Магму могло вынести
потоками лавы во время извержения вулканов или она застыла на некоторой глубине, не дойдя до земной поверхности. Это магматические породы. Так образовались гранит и базальт.Осадочные породы «родились» из обломков других пород. Их обработала и принесла вода. Например, песчаник, каменная соль.
Горные породы могли «родиться» из остатков древних растений и животных. Так образовались известняки.
Истории камней.
Камень первый: каменный уголь.
Этот камень я нашел в нашем дворе. Он черного цвета, с блеском, на ощупь шершавый, твердый, прочный. У камня есть одно замечательное свойство – он в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит. Это – каменный уголь.
Откуда он взялся?
Все началось много миллионов лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни, деревья погибали и падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливался толстый слой слежавшихся растений. Останки деревьев перегнивали и превращались в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердел, каменел и превращался в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливался, то постепенно превращался в черный каменный уголь, а потом в антрацит. Это лучший сорт угля. Он горит почти без дыма и дает много тепла.
При горении уголь дает много тепла. Вот почему человек использует его как топливо.
Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины, рыболовецкие сети, краски и лаки.
На карте «Полезные ископаемые Хакасии» есть черные квадратики – это условные знаки месторождения каменного угля.
Недалеко от нашего села Калинино расположен город Черногорск. Его называют городом угольщиков. Свое название Черногорск получил от Черной горы, это настоящая кладовая угля. Запасы угля в Черногорском месторождении составляют сотни миллионов тонн. Этого угля хватит на десятки лет вперед. А запасы Бейского месторождения - около одного миллиарда тонн. В Хакасии есть еще Изыхское и Аскизское месторождения каменного угля.
Камень второй: известняк.
Этот камень я увидел дома, когда родители готовились к побелке. Если его разварить, то получится известка. А сам камень называется известняк. Известняк - это белый или беловато-серый камень, он оставляет белые следы на руках.
Добывают его обычно в карьерах или открытым способом. Люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря. Конечно, сейчас моря в этом месте нет, но оно было много миллионов лет назад (тогда материки, океаны и моря располагались не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок образовались постепенно толщи известняка.
Когда нужны крупные, ровные камни известняка, их выпиливают в карьере особыми пилами. Если же необходимы мелкие, неровные камни, их добывают с помощью экскаватора.
Это очень полезное ископаемое. Ни одна стройка не обходится без известняка. Он расходуется на выработку цемента, который нужен для скрепления между собой строительных деталей: кирпича, плит, блоков. Из известняка получают известь, которая идёт на побелку стен, потолков. Известь так же входит в состав штукатурки. Она даже входит в состав стекла.
В нашей республике есть свои месторождения известняка (на карте они обозначены белым квадратом с диагоналями).
Лучшие из них находятся в нашем Усть –Абаканском районе (это Уйбатское и Уленьское месторождения) и в Боградском районе (Лощинское месторождение).Камень третий: мрамор.
А этот белоснежный красивый камень принес в школу мой одноклассник. Это мрамор. Учительница сказала, что мрамор – это тоже известняк. Если известняк погрузится на большую глубину (например, при землетрясении, извержении вулкана), то под действием высоких температур и огромного давления он превращается в прекрасный мрамор.
Мрамор очень прочный и твёрдый. Он удивляет нас различным цветом и рисунком. Мрамор хорошо полируется. Отполированный, он становится гладким и необыкновенно красивым. Поэтому мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах, на станциях метро.
В Хакасии есть свои большие запасы мрамора (условный знак на карте – ромб с одной диагональю). Это Кибик-Кордонское месторождение недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС, оно -
одно из старейших месторождений мрамора в России. Мрамор этого месторождения использовали при облицовке станций метро в Москве и Санкт –Петербурге.У известняка есть ещё один «родственник», с которым знаком каждый школьник. Мы пишем и рисуем им на доске, асфальте. Это
мел. Он, конечно, мало похож на камень: менее прочный, легко раскалывается на кусочки, крошится. Но при этом мел – наш незаменимый помощник в школе.Практическая часть
. Моя коллекция «Мир камня».С помощью родителей я собрал коллекцию декортивно-поделочных камней, которую назвал «Мир камня». Подготовил сообщение о своей коллекции, слайдовую презентацию и выступил перед одноклассниками, а также на школьной научно-практической конференции учащихся начальных классов.
Сообщение
Участники проекта
:Реализация : воспитатель Поповцева О.В., музыкальный руководитель Палехова О.В.
Целевая группа: воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Масштаб проекта :
По срокам реализации – краткосрочный (6 месяцев)
По количеству участников : 20 детей, 22 взрослых
Основание для разработки проблемы
Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной, природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-Это язык русской Одиссеи. А сам «Бажов - по теперешним меркам самый настоящий культовый писатель», создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий, хранимых вездесущей молвой, которая продолжает ревниво оберегать магию Места и основных его реалий – Камня, Горы и Пещеры. М.П.Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете.
Педагогическая практика показывает, что в сознании подрастающего поколения отсутствует факт мифологического сюжета о Земле, на которой они родились. Отсутствуют откровенные знания о родной земле и самому феномену Урала, как сердца России, держателя основ её древней мифологии.
Выявляется проблема: отсутствие системных знаний о произведениях художественной литературы уральских писателей, в частности П.П.Бажова.
Причины возникновения проблемы:
1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.
2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.
3. Возникает информационное голодание в области пропаганды в области историко-культурного наследия и традиций родного края.
Донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала возможно путем осуществления цели: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П.П.Бажова.
Сказы П.П. Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки – цельный, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, её насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.
Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Поэтому работа по ознакомлению воспитанников со сказами должна проводиться в рамках реализации педагогических задач:
- формировать представления об Уральском писателе-сказителе П.Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
- познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
- создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала.
Реализация проекта
Задачи |
Мероприятия |
Подготовительная работа |
Срок |
Ответствен-ный |
1. Формировать представлений у детей об Уральском писателе-сказителе П.Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа. |
1. Чтение произведений, занятия познавательного цикла (знакомство с писателем) |
1. Составление конспектов занятий, подборка произведений. |
Февраль - июль |
воспитатель |
2. Создание тематического альбома «П.П.Бажов – детям» |
2. Подборка открыток, картинок, репродукций. |
Апрель – март |
Воспитатель, родители |
|
3. Создание библиотеки в группе. |
3. Работа с родителями по пополнению развивающей среды группового пространства. |
Февраль - август |
Воспитатели, родители. |
|
Создание мини-музея «Уральские самоцветы» |
||||
2. Познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края. |
Литературная гостиная для родителей «Сказы П.П.Бажова. Русская Одиссея» |
Создать аудио, видео копилки, пополнение материалом библиотечки, накопление сувенирных групп, песенного репертуара. |
Февраль - май |
Воспитатель, родители, муз рук. |
Оформление информационного тематического стенда «Гора самоцветов» |
||||
Практикум «Знакомим дошкольников с родным краем» |
||||
3. Создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала |
Посещение Березниковского историко-художественного музея. Программа «В гостях у Великого Полоза» |
Создание тематического альбома «Камни Урала» Памятка родителям «Приобщение дошкольника к культуре, ее влияние на всестороннее развитие ребенка» Привлечение родителей к совместным культпоходам. |
Июнь – август |
Воспитатели Воспитатели, родители |
Совместное мероприятие с Краеведческой библиотекой «Родная книга» |
||||
Посещение передвижной выставки «Россыпи Земли уральской» |
По результатам работы в рамках проекта ожидаются следующие результаты:
- более полные представления о творчестве уральского сказителя П.П.Бажова, культуре и традициях родного края;
- формирование патриотических чувств, определение дошкольниками себя, как части народа, представителя Урала;
- активная позиция родителей воспитанников в процессе ознакомления детей с родным краем;
- развитие социальных навыков у дошкольников в ближайшем социальном окружении.
Трансляция проекта
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Новоульяновский детский сад общеразвивающего вида «АБВГДейка»
Проект: Создание мини-музея «Загадочный мир камня»
Казанцева Татьяна Александровна
МДОУ Детский сад «АБВГДейка»,воспитатель
г.Новоульяновск, 2015 г.
Проект: Создание мини-музея «Загадочный мир камня».
Вид проекта : групповой, информационно-познавательно-исследовательский. Форма презентации : оформление мини-музея камня, экскурсия в музей (проводят дети старшей группы) Направление - естественно-научное, с элементами краеведения. Продолжительность проекта: долгосрочный. Сроки и место проведения проекта: сентябрь -март., МДОУ Д/С «АБВГДейка» Участники проекта: Дети старшей группы (5-6 лет), родители воспитанников, воспитатели группы. Актуальность проекта. Еще в дошкольном детстве ребенок должен научиться ориентироваться в природе, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения живой и неживой природы, экосистемы региона, страны в целом. А давайте мы внимательно посмотрим под ноги, поднимем и рассмотрим одно из загадок природы – камень. Мало кто задумывался о том, что земля состоит только из двух компонентов, камня и воды. С древних времен известна связь человека с природой и с камнем. Камни и минералы- это удивительные дары природы.Люди с большим уважением относились к загадочным и таинственным силам камней.
Знакомство детей с полезными ископаемыми Ульяновской области, добываемыми в карьерах города Новоульяновска, просто камнями, найденными на берегу нашей реки Волги, способствует расширению кругозора детей, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, знакомству с профессиями людей. Приобщение детей к экспериментальной, исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса к природным богатствам.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности. Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделал сам.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников,для формирования целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента, итог- создание мини-музея «Загадочный мир камня».
Задачи проекта:
Формировать навыки исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира; Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня, обследовать камни, называть их свойства и особенности, классифицировать камни по их отличительным признакам.
Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.
Обогащать словарный запас дошкольников, активизировать мыслительные способности.
Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
Развивать любознательность, интерес и бережное отношение к разнообразным природным ресурсам Ульяновской области и родного города.
Содержание проекта:
Проект создания мини-музея «Загадочный мир камней» знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием и свойствами разных камней, их особенностями, значением и многообразном использовании их человеком. У детей развивается интерес к объектам неживой природы, формируются нравственно- патриотические чувства по отношению к малой Родине.
Ход проведения проекта
Раздел программы |
Виды детской деятельности |
Игровая деятельность Познавательное развитие Исследовательская деятельность Речевое развитие Продуктивная деятельность Работа с родителями |
Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук: «Подбери такой же камень», «Узнай на ощупь», «Мозаика из камней», «Каменный лабиринт», «Выложи камешки по шаблону». Настольно-печатные игры: «Что из чего сделано», «Шашки», «Полезные ископаемые», «Подбери камешек» (закрепить названия природных и искусственных камней). Сюжетно-ролевые игры: «Мы -геологи», «В пещере горного короля», «В ювелирной мастерской», « Мы- шахтеры». Строительные игры: «В Новоульяновском карьере», «Добыча полезных ископаемых». Подвижные игры: «Камень-бери», «Мы- скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень». Цикл тематических занятий на тему: « «Камни- это интересно», «Что такое полезные ископаемые и как их добывают?», «Полезные ископаемые Ульяновской области», «Знакомьтесь-аммониты», «Симбирцит- камень, который приносит удачу», « Камни, которые пишут», «Вулканические камни», « Камни, рожденные морем». «Значение камней и их польза для людей», «Наш цемзавод». Изготовление и оформление экспозиций мини-музея «Загадочный мир камня». Знакомство с профессиями родителей: каменщик, экскаваторщик в карьере (приглашены с выступлениями в группе). Создание альбомов «Мир камней», «Камни из которых строят», «Камни, которые лечат» Сбор коллекции камней. Рассматривание коллекций камней. Опыты с камнями: Соль (вырастили кристаллы соли, соленая вода не дает утонуть предмету), Вода и камень (как вода разрушает камни), Самый тяжелый и легкий (сравнение камней по весу), Есть ли в камне воздух? Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)? ,“Почему говорят- крепкий, как камень», «Что внутри горы?» Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)? . Рассматривание камней через лупу -Описать “кто что видит” (кристаллики, трещинки, узоры и т.д.) . Составление детьми творческих рассказов «Хорошо – плохо»-свойства камня (ТРИЗ), «Если б я стал камнем». «Угадай какой я камень нашел?» -составление мини-рассказа описания найденного камня. Создание и иллюстрирование альбома «Сказания о камнях». Видеофильмы и диафильмы: «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»,«Серебряное копытце»; Чтение книги «Приключения Мелочка »-авторская книга Романовой.В.Н.г. Новоульяновск; Чтение- Н.И.Сладков «Сушёные камни», «Похлебка из камней»-итальянская сказка; «Медведь-камень»-японская сказка, Е.Каретникова «Русалкин камень»,А.Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге» Заучивание детских стихотворений о камнях, авторы-В.Кулаев, Е.Шендрик, А.Орлова, С.Островский. Изо-деятельность: « Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу) , рисование камешком на песке, рисование сюжета на камне, рисование песком,солью, мелками на асфальте, простыми карандашами. Составление панно и коллажа из камней. Конструирование: сооружение построек и поделок из камней: «Дворец из камня», «Каменные замки», «Домик Наф-Нафа». Изготовление макетов: «Вулканы и горы», «Камни которые пишут», «Камни рожденные морем», «Драгоценные камни», «Аммониты», «Симбирциты». Оформление мини -энциклопедии “Мир камней” для детей- дошкольников. Изготовление поделок из природного камня «Что из чего?» Изготовление настольных игр с использованием камней «Крестики-нолики», «Пятнашки». Выставка совместных работ родителей и детей из камня: «Каменные шедевры». Встречи с интересными людьми. Рассказ о профессии. Экскурсия к реке Волга. Оформление в группе мини-музея «Загадочный мир камней» (активная помощь родителей) Презентация музея (представляют дети). |
Ожидаемый результат:
У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия,Ульяновская область,г.Новоульяновск. Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Воплощают идеи в творческой деятельности.
Использование результатов:
Результатом этого проекта стало приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру, новых знаний,что позволило сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
1.Голицын.М.С. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.
2.Дыбина. О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – Москва. Творческий центр, 2004.
3. Дыбина. О.В. Ребенок в мире поиска / О.В.Дыбина.-Москва. Творческий центр 2007
4.Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – Москва. ТЦ Сфера, 2006.
5.Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.
6.Рыжова Н.А. «Мини музей в детском саду» М,Линка – Пресс, 2008г.
6.Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет)- Издательство Мозайка – Синтез 2008г.
7.Материалы интернет-сайтов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Выполнила: Солодовник Ксения
ученица 4 «Б» класса
Руководитель:
Романчикова Ольга Михайловна
Цель исследования : изучить свойства минералов и их применение
Задачи :
- изучить литературу о минералах;
- выяснить, как образовались минералы на Земле;
- сколько существует различных минералов;
- узнать, как используют минералы;
- изучить свойства минералов своей коллекции;
- познакомить окружающих с моим увлечением и интересными образцами из моей коллекции
- расширить свои знания и представления в области изучения природы и её законов
- сделать первый шаг в изучении минералогии с привлечением знаний таких наук, как физика, химия, биология, экология
Актуальность изучения минералов обусловлена их уникальными свойствами, необходимостью привлечь интерес окружающих к минералогии, так как мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок.
Гипотеза.
Минералы широко применяются в деятельности человека.
Методы исследования :
- изучение литературы,
- использование интернет - ресурсов,
- опрос,
- наблюдение,
- исследование образцов из собственной коллекции
- классификация минералов
Многообразие минералов
- Сам термин " минерал ", насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал "то, что из рудника", "ископаемое".
- Минерал (фр. minéral , от позднелат. minera - руда) - природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой, образующееся в результате природных физико-химических процессов и являющееся составной частью Земной коры, горных пород, руд, метеоритов.
Сегодня известно около
4000 видов минералов,
однако только несколько десятков
распространены на поверхности Земли.
Изучение минералов
- Наука, изучающая минералы, называется минералогия. Она изучает состав, свойства, структуры и условия образования минералов.
- Минералогия - одна из древнейших наук.
- Первые описания минералов появились у древних греков. В дальнейшем развитию минералогии способствовало горное дело. В минералогии активно используются достижения физики, химии и других наук.
- Так, минералогическое изучение метеоритов и образцов с других планет позволило узнать много нового об истории Солнечной системы и
процессах формирования планет.
Происхождение минералов
В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами.
Такие природные соединения минералов называют горными породами.
По способу происхождения горные породы и минералы разделяют на магматические,
осадочные
метаморфические.
Основные формы выделения минералов в природе
Друзы
Конкреции
Агрегаты
Натёки
Дендриты
Жеоды
Внешний вид минералов необычайно различен
Пирит
Пустынная роза
Ставролит
Глендонит
Моя коллекция
Коллекционируя минералы, полезно знать их основные физические, химические и кристаллические свойства.
Каждый минерал отличается характерным набором этих признаков, помогающих в его определении.
Проще всего описать физические свойства минерала, определять которые позволяют наши органы чувств. Например, оптические свойства, такие как цвет и блеск, определяются на глаз.
Важнейшие свойства минералов
Эти свойства минералов легко
определяются в полевых условиях.
- СИНГОНИЯ - классификация кристаллографических групп симметрии, кристаллов и кристаллических решёток
- КЛАСС -разделение минералов по общим чертам
- ИЗЛОМ - характеристика минерала, описывающая вид поверхности, образующийся при расколе минерала.
- БЛЕСК - оптический эффект, вызываемый отражением части светового потока, падающего на минерал.
- ЦВЕТ ЧЕРТЫ - цвет минералов в тонком порошке, служит одним из диагностических признаков для определения минералов и горных пород.
- ТВЕРДОСТЬ. Твёрдость минерала измеряется путём поиска самого твёрдого эталонного минерала, который он может поцарапать; и/или самого мягкого эталонного минерала, который царапает данный минерал.
- Шкала́ Мо́оса (минералогическая шкала твёрдости) набор эталонных минералов для определения относительной твёрдости методом царапания. В качестве эталонов приняты 10 минералов, расположенных в порядке возрастающей твёрдости. Предложена в 1811 году немецким минералогом Фридрихом Моосом
Шкала́ Мо́оса
Помимо шкалы Мооса есть и другие методы определения твёрдости, но различные шкалы твёрдости нельзя однозначно соотнести друг с другом. Практикой приняты несколько более точных систем измерения твёрдости материалов, ни одна из которых не покрывает весь спектр шкалы Мооса.
Исследование свойств минералов
Каталог минералов
№ п/п
Внешний вид
Название
Горный хрусталь
Семейство
целестин
кварцевые
Формула
Оливин
сульфаты
Класс
Sio 2
SrSO 4
Сингония
окислы
Селенит
сульфаты
(Mq.Fe) 2 SiO 4
Цвет
гипс
тригональная
халькопирит
Твердость
силикаты
CaSO 4 .2H 2 O
ромбическая
прозрачный
сульфаты
SuFeS 2
ромбическая
От бесцветного до синего и зеленого
Излом
раковистый
сульфиды
моноклинная
зеленый
Блеск
раковистый
тетрагональная
От прозрачного до желтоватого
Цвет черты
стеклянный
раковистый
От темно желтого до зеленого и фиолетового
Стеклянный и перламутровый
белый
Использование
Не ровный
Украшение, оптика, радиотехника
Добыча
стеклянный
белый
раковистый
Стеклянный, шелковистый
Япония, Бразилия, Индия, США, Венгрия
при фейерверках
Белый
белый
Испания, Тунис, Турция, Россия
украшения
металлический
Черный с зеленоватым оттенком
украшения
Египет, Пакистан, Россия
Мексика, Италия, США, Испания, Греция
Источник меди
Чили, Испания, ЮАР, США
Минералы вокруг нас
- Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который
геологи называют галит.
- В природных подземных
месторождениях она залегает в виде
камня. Очень красивы кристаллы
каменной соли.
- Добыча драгоценных камней в России началась в середине XVII века: сначала были открыты малахитовые кладовые, затем были обнаружены запасы аметиста, берилла, топаза, многих поделочных камней (агата, сердолика, яшмы).
- Территория Российской Федерации очень богата месторождениями драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, встречаются как распространенные по всему миру минералы, так и редкие, уникальные. Например, аналогов уральскому малахиту как не было, так и нет - хоть прилавки магазинов заполнены африканскими и азиатскими малахитовыми украшениями, по качеству и красоте они не идут ни в какое сравнение с уральскими камнями. А месторождения чароита и некоторых других драгоценных камней в России вообще единственные в мире.
Охрана минералов
Для охраны недр Южного Урала
в 1920 году создан Ильменский минералогический заповедник.
Здесь обнаружено более 270 минералов, из которых 17 - впервые в мире
Ильменские горы до конца не изучены. В поисках новых минералов сюда приезжают ученые со всего мира.
- Аметист Свердловская, Магаданская, Карагандинская области, Карелия, Ангаро-Илимский железорудный р-н, Кольский п-ов, Саха, Республика Коми.
- Гелиодор и аквамарин Читинская, Талдыкургансая, Свердловская области, Казахстан, Иркутская область.
- Изумруд Свердловская область "Изумрудные Копи".
- Гранат Закарпатье, Карелия, Свердловская, Камчатская области, Приморский край, Чукотский автономный округ, Якутия, Западное Забайкалье, Красноярский край.
- Уваровит Пермская область, Приморский край, Якутия.
- Цаворит Приморский край, Якутия.
- Жадеит Красноярский край, Республика Коми, Северный Кавказ, Корякское нагорье.
- Рубин Челябинская, Свердловская области.
- Лазурит Иркутская область.
- Нефрит Урал, Бурятия, Республика Тыва.
- Родонит Якутия, Свердловская область, Башкирия, Бурятия, Хабаровский край, Иркутская область.
- Турмалин Иркутская и Свердловская область.
- Хризоберилл Свердловская область, Карелия.
- Хризолит Таймырский округ, Кольский п-ов.
- Хромдиопсид и чароит Якутия.
- На территории области разведаны месторождения неметаллических (в основном общераспространенных) твердых полезных ископаемых, которые используются или могут быть использованы в строительной отрасли, в качестве минеральных удобрений в сельском хозяйстве и как технологическое сырье в промышленности. Полезные ископаемые Пензенской области представлены: сырье для производства строительных материалов.
- Геологическая коллекция Пензенского краеведческого музея насчитывает 2058 единиц хранения. Основу ее составляют поступления из коллекций музеев Горного института Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, Ученой архивной комиссии Пензенской губернии, Академии Наук. Большой вклад в формировании коллекции оказали сотрудники Пензенского краеведческого музея А.А. Штукенберг, Е.М. Пульхритудова, А.Н. Магницкий, И.И. Спрыгин. Формирование и описание ее приходится на начало ХХ века. Коллекция собрана на территории Сурского края, России и зарубежья. Она имеет большое научное и практическое значение. К ней обращаются преподаватели, студенты, школьники. В настоящее время сотрудники отдела природы проводят научное описание геологической коллекции, отвечающее требованиям современности.
Использование минералов и горных пород человеком
Минералы, и, следовательно, минералогия представляют собой чрезвычайно большой интерес для промышленности, многих областей науки и имеет важное эстетическое значение. Что касается экономики, то какой бы аспект мы не взяли, вплоть до проблем современного уровня жизни, любой из них оказывается так или иначе связанным с использованием минералов.
Применение минералов
Где применяются?
Химия и пиротехника
Примеры минералов
В качестве удобрений
Киноварь, целестин, сера, реальгар, галит, кальцит, бура, ангидрит
Сильвин, сера, чилийская селитра, сильвин, карналлит, гипс, апатит, вавеллит
Флюорит, диоптаз, кварц
Изделия из фарфора керамики и стекла
Флюорит, криолит, касситерит, стронцианит, витерит, целестин, кианит, волластонит, пирофиллит, каолинит и др.
В ювелирном деле и как поделочные
Шпинель, изумруд, алмаз, корунд (сапфир, рубин), хризоберилл, чароит, серпентинит, родонит, азурит, малахит, бирюза, хризолит, минералы группы гранатов и др.
В качестве огнеупоров, кислостойких и электроизоляционных материалов
Кианит, брусит, хризотил, колеманит, оливин, андалузит, силлиманит, пирофиллит, тальк, группа слюд, тридимит, альбит, лабрадор
В строительстве
В медицине и фармацевтике
Кальцит, доломит, гипс
Магнезит, мирабилит, сассолин, колеманит, гипс
В металлургии
Доломит, родохрозит, колеманит, ванадинит
В ядерной промышленности
Целестин, стильбит, мезолит, ломонтит, гейландит и т.д.
Интересны главным образом для коллекционеров (применение может быть найдено в будущем)
Эпидот, арсенолит, фосгенит, ледгиллит, аурихальцит, артинит,борацит, крокоит, гюбнерит, адамин, оливенит, ставролит, ильваит,аксинит, геденбергит, авгит
- Минералы, камни камушки… они достаточно серьёзно могут влиять как на человека, носящего его, так и вне его, как помогая при правильно подобранном камне, так и мешая - при ошибочном. Существуют наборы камней, в которых скрыты огромные силы, используемые в магии как на пользу человека (исцеление, удача), так и во вред. Красивые ювелирные безделушки могут оказаться как ангелом хранителем, так и демоном убийцей для своего хозяина или хозяйки.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КАМНИ
«ШАХ»
Один из известных
исторических камней, алмаз (масса 88 кар), хранится в Алмазном фонде России в Москве. На камне выгравированы надписи на персидском языке, рассказывающие о его прежних владельцах: в 1591 алмаз принадлежал Бурхан-Низам-Шаху II из династии Великих Моголов, в 1641 - Джахану-Шаху, в 1824 - шаху Каджар-Фатх-Али, владыке Персии.
Алмазный фонд России - это уникальное собрание произведений ювелирного искусства ХVIII - ХХ веков. В коллекции Алмазного фонда представлены также образцы редких драгоценных камней, самородки драгоценных металлов. Начало коллекции, которой обладает сегодня Алмазный фонд Кремля, положил Петр Первый.
Заключение
Проведя свое исследование, я установила, что:
- из минералов, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
- известно около 4000 видов минералов;
- процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;
- каждый минерал имеет свои свойства;
- единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
- минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
- на Урале можно найти практически все известные минералы;
- широкое приенение минералов мжет привести к истощению запасов
- искать минералы для коллекции можно везде
- На основе моего исследования можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
- Я очень хочу побывать в Уральских горах, Ильменских горах, Кунгурских пещерах. Мне очень интересны минералы и камни. Я продолжу собирать коллекцию минералов, чтобы глубже постигать их тайны, ведь меня ещё ждут открытия, когда буду изучать химию, физику, географию …
- Ананьева Е.Г., Мирнова С.С. «Земля. Полная энциклопедия». Москва, «Эксмо», 2007 г.
- Гураль С. «Драгоценные камни». Москва, «Эксмо», 2010 г.
- «Камни мира: самые красивые и знаменитые». Москва, «Аванта.Астрель.», 2007 г.
- Фарндон Джон «Драгоценные и поделочные камни, полезные ископаемые и минералы». Москва, «Эксмо», 2009 г.
- Ферсман А.Е. «Очерки по истории камня». Тт. 1,2. Москва, «Терра-книжный клуб». 2003 г.
- Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия». Ленинград, «Молодая гвардия», 1935 г.
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни по теме «Уральские самоцветы»
Котова Ирина ВладимировнаВоспитатель МКДОУ « Детский сад № 7» п. Полдневой, Богдановичский район, Свердловская область.
Конспект образовательной деятельности в детском саду для детей старшей группы. Этот материал будет полезен педагогам, воспитателям. Технологическая карта оформляется в виде таблицы, колонки: 1 -этапы, 2 – содержание деятельности по каждому этапу, 3 – деятельность педагога по этапам, 4 – деятельность детей, тоже поэтапно. Строки – это этапы.
Возрастная группа: старшая
Тип НОД: познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации: подгрупповая
Цель: Развитие интереса у детей к природным богатствам родного края - Уральским самоцветам.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с уральскими самоцветами – малахитом и яшмой.
Развивающие:
- развивать у ребенка стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую и продуктивную деятельность.
- стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё;
- укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками.
Учебно-методический комплект: Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.
Средства:
наглядные – шкатулка с ювелирными изделиями, коллекция «Уральские самоцветы»
мультимедийные - презентация «В гостях у Хозяйки медной горы»
литературные - «Страна малахита» В.Степанов, «Уральские камешки» Римма Дышаленко
Планируемые результаты:
- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю;
- ребенок обладает начальными знаниями о богатствах недр Урала (камнях – самоцветах);
- ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности;
- ребенок способен выражать собственные мысли и чувства, включаться в обсуждение;
- ребенок способен делать выбор;
- ребенок способен анализировать свою деятельность.
Этапы:
1. Вхождение в тему.
Мотивация на совместную деятельность.
Содержание деятельности:
Внесение шкатулки с ювелирными изделиями из камней самоцветов.
- Ребята, как Вы думаете, что в этой шкатулке?
- Хотите посмотреть?
- А Вы знаете, что это за камни?
- А откуда эти камни? Почему вам трудно ответить на вопрос?
- Хотите узнать?
Чтение стихотворения
"Уральские горы"
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей. (В. Степанов)
Деятельность педагога:
Мотивирует детей на совместную деятельность.
Поощряет детей к высказыванию.
Чтение стихотворения.
Деятельность детей:
Выражают собственные мысли.
Рассматривают Ювелирные изделия.
Выражают свое мнение.
2. Проживание темы
- Нас приглашает в гости Хозяйка медной горы.
Показ презентации «В гостях у Хозяйки медной горы»
(рудник, горняк, инструменты, необработанный малахит, обработанный малахит, ювелирные изделия из малахита).
1 сл.
2 сл.
3 сл.
4 сл.
5 сл.
6 сл.
7 сл.
8 сл.
9 сл.
Сопровождение презентации
2 сл. С глубокой древности внимание человека привлекал малахит. На Руси этот самоцвет всегда считали символом исполнения желаний.... Малахит – это полудрагоценный камень самоцвет.
3 сл. Добывают самоцветы в специальных местах - на рудниках. На рудниках работают горняки. Горняками называют людей, работающих в горной промышленности. Это люди, которые добывают полезные ископаемые, например: руду или уголь, а также камни - самоцветы. На картинке Вы видите горняка.
4 сл. Основными инструментами горняка является кирка. Кирка это - длинный плоский молот с острым лезвием на конце.
5 сл. Это необработанный малахит. Вот такой камень добыл горняк. На нем ещё плохо видны узоры.
6 сл. Потом камни привозят в ювелирные мастерские или ювелирные заводы. Там камень шлифуют, чтобы он стал гладким, хорошо был виден его узор.
7 сл. Так выглядят обработанные камни. Малахит, является одним из самых красивых камней. ... Всевозможные переливы оттенков от светлого голубовато-зеленого до насыщенного темно-зеленого цвета присутствуют в этом камне....
8 сл. Давайте посмотрим на изделия из малахита. Это разные украшения: серьги, кольца, бусы.
9 сл. А также из малахита делают столы, вазы, сундучки.
Где добывают самоцветы?
- Кто добывает? Какие инструменты нужны для добычи?
- Что ещё делают из малахита?
Воспитатель показывает коллекцию Уральских самоцветов.
- Урал славится своими самоцветами на весь мир. Мы с вами познакомились уже с малахитом, попробуйте найти его в коллекции.
- Давайте познакомимся ещё с одним камнем самоцветом.
Воспитатель читает стихотворение.
"Уральские камешки"
Самоцветный камень красный,
Будто ломтик ветчины,
Это главный камень - яшма -
Сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор -
Красота Уральских гор,
Будто в чаше, в этой яшме
Воды чистые озер. (Римма Дышаленко)
- Ребята, какой камень в коллекции яшма?
Достают камень из коллекции.
Деятельность педагога:
Рассказывает по ходу презентации.
Задает вопросы, обсуждает с детьми.
Показ коллекции
Задает вопросы стимулирующие мышление.
Чтение стихотворения.
Деятельность детей:
Слушают, воспринимают наглядную информацию.
Выражают свое мнение.
Обсуждают с воспитателем.
Восприятие наглядной информации. Рассматривание камней.
Восприятие художественной литературы.
Выражают собственные мысли.
3. Динамическая пауза
Физ. минутка «Путешествие по горам»
Мы сейчас в поход пойдем
До большой горы дойдем (ходьба друг за другом)
За высокими горами (поднимаем руки вверх)
По камням речку перейдем (ходьба на носочках)
Если встретятся медведи, (ходьба вперевалку)
Мы медведей обойдем (ходьба назад)
Если встретятся пещеры,
Мы пещеры проползем (ходьба в полуприсяде)
Шаг за шагом, шаг за шагом
В детский садик попадем (ходьба друг за другом)
Деятельность педагога:
Показ действий по ходу стихотворения.
Деятельность детей:
Двигательная активность.
4. Изготовление изделий.
- Хотите попробовать самостоятельно сделать украшения для себя или своих мам и бабушек? Из какого материала это можно сделать?
Мы с вами можем изготовить различные камни из пластилина.
- Как Вы думаете, как это сделать?
- Какие цвета нужно смешать для малахита?
- А для яшмы?
- Вот заготовки (касты) для разных украшений (разной формы и цвета).
- Выбирайте, какой формы кольцо вы будете делать, с каким камнем?
Подбирайте пластилин для малахита или яшмы.
Деятельность педагога:
Мотивация детей на продуктивную деятельность.
Обсуждает с детьми.
Предоставляет возможность высказать свои мысли, поощряет.
Предоставляет детям выбор материалов.
Предоставляет возможность сотрудничества детей.
Деятельность детей:
Обсуждают, выражают свои мысли.
Выбирают необходимые материалы.
Изготавливают украшение.
Демонстрируют.
5. Открытость, ориентация на самостоятельную деятельность детей, в среде, в семье
- Какие украшения Вы сделали? С каким камнем?
- Вы довольны своей работой? Что было трудным?
- Кому покажите свое украшение? Вы можете научить других, делать такие украшения?
Я предлагаю вам создать коллекцию (выставку) изделий. Кого можно пригласить на выставку?
Интересно ли вам узнать о других камнях? Где можно узнать?
Мне было с вами очень интересно.
Деятельность педагога:
Активизирует обсуждение.
Деятельность детей:
Обсуждают, анализируют, делятся впечатлениями.