Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
При легкой степени ребенок адаптируется к новой обстановке несколько недель, без видимых изменений в поведении и без особых хлопот для родителей и воспитателей. При адаптации средней тяжести ребенок адаптируется к новому коллективу больше месяца и может заболеть. При тяжелой степени адаптация протекает более полугода, малыш часто и подолгу болеет, резко нарушается его поведение и эмоциональное состояние.
Рекомендации для родителей. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.
Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать. Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку.
Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!
Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не более двух малышей. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их и родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.
Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.
АДАПТАЦИЯ - сложный процесс привыкания ребенка к детскому саду.. К первому родительскому собранию была подготвлена презентация в которой были рассмотрены этапы прохождения адаптации. Уровни адаптации а так же широко освещались вопросы Как помочь своему ребенку адаптироваться в детском саду? Как должен быть подготовлен ребенок к детскому саду чтобы ему было легче адаптироваться? Какие правила введения в ДОУ существуют? рекомендации родителям в период адаптации а также мы рассмотрели признаки успешной адаптации и дезадаптации ребенка к ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга 1966636, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Выполнили воспитатели: Волосунова О. С. Кошеварова М. А.
Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом приводящим к: Позитивным результатам (адаптированность) Негативным (стресс) Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации Должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки: самостоятельно есть разнообразную пищу; своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок; мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком; Перед поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения; С персоналом группы необходимо познакомиться заранее (рассказать о его привычках, особенностях поведения).
В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации: Устройство лучше проводить во время вашего отпуска, так как в первое время ребенок находится не более 1-2 часов (это регулирует воспитатель по мере наблюдения за малышом); В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала; В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада; В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы; Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек; Советы родителям
Признаки успешной адаптации малыша в д/с: Нормальный сон(засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне; Хороший аппетит; Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т.п.; Нормальное настроение, легко просыпается утром; Желание идти в детский сад.
Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с: Слишком сильная зависимость ребенка от мамы; Чрезмерная тревожность родителей; Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу; Воспитание ребенка в духе вседозволенности; Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперактивность и т.п.; Болезненность малыша; Несоблюдение режима дня дома
Признаки дезадаптации: Нарушение сна, плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок или начинает писаться в кровати; Нарушение аппетита, отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе; Появление вялости, капризности; Появление агрессивности, часто меняется настроение; Ребенок стал чаще болеть
Помните всегда: От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: "Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут". По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для вашего малыша
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимос
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего...
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
«Адаптация детей к условиям детского сада»
Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления или привыкания организма к новой обстановке, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Объект: процесс адаптации детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.
Предмет: использование комплекса мероприятий для сохранения и развития естественных адаптационных механизмов.
Главная цель: создать благоприятные условия, способствующие комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Задачи:
- Сохранение и укрепление здоровья детей в изменившихся условиях.
- Оказание родителям практической и консультативной помощи и убеждение их в необходимости воспитания ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.
- Формирование единого стиля воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.
- Окружение ребенка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.
Период привыкания ребенка делится на три этапа:
- Острая фаза, или дезадаптация , сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Фаза длится в среднем один месяц.
- Подострая фаза, или адаптация , характеризуется адекватным поведением ребенка. Фаза длится 3-5 месяцев.
- Фаза компенсации, или адаптированности , характеризуется убыстрением темпа развития.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация адаптация средней тяжести тяжелая адаптация
- легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Характеристики адаптационных групп детей
Группа
адаптации
Характеристика
Первая группа
Эмоциональное состояние
Вторая группа
Слёзы, плачь
Деятельность
Третья группа
Отношения с взрослыми и детьми
Ребёнок неуравновешен, заплачет, если рядом нет взрослого
Отсутствует
Речь
Отрицательные (ребёнок не воспринимает просьбы воспитателя, с детьми не играет)
Подражание взрослым
Состояние ребёнка спокойное, уравновешенное
Предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра
Положительное отношение по просьбе воспитателя или детей
Отсутствует или связана с воспоминанием о близких
Потребность в общении
Положительное по инициативе ребёнка
Ответная (отвечает на вопросы детей и взрослых)
Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе
Инициативная (сам обращается к взрослым и детям)
Потребность в общении с взрослыми, в сотрудничестве с ними и получении сведений от них об окружающем
Потребность в общении с взрослыми и самостоятельных действиях
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие отношений «Ребёнок – педагог – родитель».
Принципы работы с детьми :
- Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
- Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
- Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- беседы с родителями;
- консультации;
- папки-передвижки;
- наблюдение за ребенком;
- развивающие игры;
- родительские собрания для знакомства родителей вновь поступивших детей с другими родителями.
- любите детей и относитесь к ним как своим;
- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;
- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку.
- Основная задача педагога – заслужить доверие ребёнка.
- Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям.
- Педагоги стремятся к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка.
- С июля 2012 года по март 2015 года в мою младшую группу поступило 25 детей. Из них в возрасте от 1,5 до 2 лет – 18 человек (72 %). От 2 до 3 лет – 5 человек (20 %). Старше 3-х лет – 2 человека (8 %).
- Из них 15 детей (60 %) с лёгкой степенью адаптации; 10 детей (40 %) со средней степенью тяжести; с особо тяжёлой степенью не наблюдается. Но по моим наблюдениям выявлены дети, которые всё-таки испытывают огромные трудности в привыкании к детскому саду.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
МБДОУ «детский сад Мастерок» Организация процесса адаптации детей младшего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования. Выполнила: педагог-психолог Пастухова И.В
2 слайд
Описание слайда:
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время.
3 слайд
Описание слайда:
Чтобы процесс адаптации прошел более успешно опираясь на положения ФГОС, ДОУ должно вести работу по трем направлениям: 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; 2. Работа с родителями; 3. Правильная организация пространственной предметно –развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно-игровая зона.
4 слайд
Описание слайда:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий сотрудников детского сада создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: перед сном можно покачать ребенка, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке
5 слайд
Описание слайда:
Важна изодеятельность для детей в этот период, чтобы ребенок мог выплеснуть на бумагу свои чувства, т.к. 2-3-летние дети многие еще не говорят. Уголок рисования со свободным доступом детей к карандашам и бумаге решит эту проблему.
6 слайд
Описание слайда:
Игры на снятие эмоционального напряжения у детей в адаптационный период. «мыльные пузыри», «обнималки»-телесная терапия, «Солнечный зайчик»-релаксационное упражнение. «капустка»-пальчиковая игра, «божья коровка» «Солнышко и тучка»-релаксационное упражнение. «я люблю сказки»-сказкотерапия
7 слайд
Описание слайда:
Дидактические игры в период адаптации используемые психологом Адаптационная юбка
8 слайд
Описание слайда:
Ласковое обращение Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.Я сама использую и рекомендую воспитателям чаще использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом, поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный альбом» с фотографиями всех детей группы и их родителей
9 слайд
Описание слайда:
Песочная терапия-песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. «Найди игрушку в песке», «Где же наши ручки, ножки» «
10 слайд
Описание слайда:
2. Работа с родителями Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и сотрудников дет. сада. Идеально установить контакт с родителями еще до поступления в детский сад и дать им рекомендации, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Но встреча происходит, когда ребенок непосредственно поступает в ДОУ. Поэтому важно давать рекомендации родителям, как помочь ребенку в период адаптации.
11 слайд
Описание слайда:
Анкета для родителей «Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад». Знаете ли Вы, что собою представляет адаптационный период? (Да, Нет, Затрудняюсь ответить). Нужное подчеркнуть. Знакомы ли Вы с правилами общения с ребенком в период адаптации? (Да, Нет, Затрудняюсь ответить). Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?______________________ Легко ли Ваш ребенок просыпается утром?_________________________________________________ Соблюдается ли режим дня в семье для ребенка?_________________________________________________ Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? Если да, то какие__________________________________ Испытывает ли Ваш ребенок трудности во взаимоотношениях с детьми?________________________ _________________________________________________ Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?_________________________________________________ Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?________________________________________ Спасибо за ответы!
12 слайд
Описание слайда:
Памятка для родителей «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду» Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест (цирк, аттракционы и др.). Будьте терпимее к его капризам. «Не пугайте», не наказывайте детским садом. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу. Не скупитесь на похвалу. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами. Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом. Удачи!
13 слайд
Описание слайда:
Обеспечьте малышу эмоциональную стабильность утром Выберите в семье гаранта позитивного расставания Позвольте малышу взять в детский сад эмоциональный якорь С ребенком обязательно надо попрощаться, но помните о золотой середине Разработайте ритуал прощания Выберите удобные точки отсчета Найдите «прощальное окошко», откуда можно выглянуть и помахать рукой. И улыбнитесь друг другу!
14 слайд
Описание слайда:
15 слайд
Описание слайда:
3.организация пространственной предметно –развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно-игровая зона. Согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта, «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Особое внимание мы обращаем на безопасность и доступность развивающей среды. Все игрушки хранятся на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.